статьи

 

Краткая история гитарных школ

Ниже — краткий исторический очерк существующих гитарных «методов», то есть когда-либо изданных школ, учебников или самоучителей. Ссылку на оригинал (англ.) вы найдёте в конце этой публикации.

Старые школы

Поиски идеальной школы игры на гитаре начались в XVI веке с книг по виуэле Luis Milán, Luis de Narváez и Alonso Mudarra (а также нескольких других). Благодаря прогрессу книгопечатания, эти исполнители начали исследовать то, что учёные сейчас называют «методологией», определяемой как «система школ в различных областях».

Начались поиски гитарного Священного Грааля, системы, по которой такие хордофоны, как гитара, могут быть освоены любителями разных способностей. В ранних книгах, особенно в книге Luis Milan «El Maestro» (около 1535), не было недостатка в непосредственном обучении, но, по сути, они представляли собой сборники подходящих произведений, которые ученики должны были изучать достаточно последовательно.

Постепенно область расширилась, и, просто смотря по поверхности, следует упомянуть Francesco Corbetta, Giovanni Battista Granata, Robert de Visée, Lucas Ruiz de Ribayaz, Ludovico Roncalli, Francesc Guerau и Santiago de Murcia — вот лишь некоторые из трудолюбивых джентльменов XVII века, которые увековечили свою музыку в изысканных публикациях.

Отсюда всего лишь короткий переход к началу XIX века, где методология игры на гитаре расширилась до сотен разнообразных книг. Великие имена эпохи выгравированы на наших пальцах и в сердцах большинства классических гитаристов — Ferdinando Carulli, Fernando Sor, Mauro Giuliani, Dionisio Aguado, Luigi Legnani, Matteo Carcassi и так далее. Маэстро, чьи сочинения часто содержат множество этюдов, как легких, так и трудных, и которые стремились продвигать педагогическое искусство.

«Gradus ad Parnassum»

Продвигаясь вперед, мы сталкиваемся с загадкой Франциско Тарреги, великого учителя по всем показателям, тем не менее никогда не систематизировавшего свои методы в одной публикации. Его последователи, такие как Pascual Roch и Emilio Pujol, опубликовали влиятельные школы, достаточные для того, чтобы студенты знали чем заняться на протяжении большей части своего ученичества.

Другим продолжателем традиций Тарреги был аргентинский гитарист-педагог Mario Rodríguez Arenas, чей семитомный «La Escuela de la Guitarra» был опубликован в 1923 году. Arenas заявил, что его основная цель состояла в том, чтобы «облегчить изучение гитары, благородного инструмента интерпретации национальной поэзии». Он не руководствовался концепцией создания «национальной школы», а просто пытался «организовать все уроки постепенно, чтобы избежать трудностей в обучении, которые только приводят в уныние». Его работа была «основана на школе покойного и незабываемого Франциско Тарреги».

В буклете, сопровождающем работу, был изложен предполагаемый план обучения с первого года обучения до уровня старшего преподавателя семь лет спустя. Сколько учителей и учеников прошли семилетний курс во всех его деталях, никогда не будет известно. Не вызывает сомнений лишь то, что потеря буклета лишила бы вас навигации в течение семи лет предписанного обучения. Работа в значительной степени полагалась на репертуар, популярный в начале XX века — Tarrega, Sor и Aguado, в то время как первый год включал Aguado, Carulli, Carcassi, Napoléon Coste и Antonio Cano.

Обычная школа игры на гитаре следует традиционному подходу — это антология прогрессирующих упражнений, пьес и этюдов, «ступень на Парнас», где ученика инструктируют, что играть, но не обязательно, как играть, технически или в плане интерпретации (что оставлено на усмотрение фактического преподавателя).

Другим примером этого подхода, опять же в амбициозных выражениях, также из Аргентины, является обширный метод Julio Sagreras, впервые опубликованный примерно в 1922 году. Здесь шесть томов ведут к седьмому, «Técnica Superior». В первоначальном предисловии Sagreras обращается к учителям, объясняя, сколько учеников он встретил за свои 30 лет преподавания, начав с первых занятий, «плохо организованных в порядке сложности». Он заверяет свою публику, что его подход «с успехом практиковался всеми учениками, которые начинали учиться, ничего не зная».

Проблемы, возникающие при использовании расширенного метода «Gradus ad Parnassum» («ступень на Парнас»), полного диапазона обучения от новичка до продвинутого, значительны. Roch и Arenas, как правило, выбирают учебный материал из небольшой области гитарной композиции, в то время как Sagreras предлагает множество своих собственных упражнений, чтобы добавить разнообразия.

Пожалуй, самым впечатляющим из когда-либо опубликованных гитарных методов типа «Gradus ad Parnassum» был «Escuela Razonada de la Guitarra» (1934) Emilio Pujol в четырёх томах с предисловием Мануэля де Фальи. В первой книге рассказывается об истории гитары, а в трёх остальных ученик идёт от первого урока, посвящённого посадке и положению правой и левой рук, к подробному рассмотрению каждого нюанса гитарной техники со множеством этюдов самого Пухоля. Естественно, включены многие упражнения Тарреги, так как он считается «духовным фениксом гитары», на принципах которого основана книга.

Эта книга, безусловно, является величайшей демонстрацией методологии, применяемой в гитаре. Она остаётся вечной ценностью, с прогрессирующим упражнениями, варьирующимися от очень простых до виртуозных, с практической точки зрения охватывающих все необходимые техники в мельчайших деталях.

Современные школы

Во второй половине XX века были предприняты попытки отойти от традиционной «методологии». В частности, испанское наследие, опирающееся на авторитет центральной личности (например, Тарреги), было заменено более прагматичным, гибким развитием потенциального таланта ученика. Желание быть всеобъемлющим было отброшено и заменено менее амбициозным набором педагогических целей.

Одной из вех нового подхода была школа Laurindo Almeida «Guitar Tutor: An Up-to-Date Classic Guitar Method» (1957). Книга состояла из трёх курсов, в которых объяснялось: а) история гитары, посадка, правая и левая руки и так далее; б) тональности, гаммы и аккорды; в) приёмы, такие как флажолеты и тремоло. Остальная часть публикации включала некоторые соло Laurindo Almeida.

Это было одной из первых серьёзных публикаций, которая оставила чистоту «традиционного» подхода и углубилась в вопросы, подходящие для исполнителей, «которые зарабатывают на жизнь студийным трудом, в котором базовые знания современной популярной гармонии являются основными». Один из аспектов этого было то, что были полностью объяснены обозначения аккордов, что до сих пор отсутствовало в гитарных школах. Слияние принципов классической гитары с современной гармонией открыло новую территорию.

В 1959 году была опубликована «Classic Guitar Technique» Aaron Shearer в двух томах. Само название уже было необычным, поскольку оно подразумевало концентрацию внимания на тонкостях игровой техники, а не на «духовных» аспектах искусства гитариста, которые были столь значительными в ранних идеологических утверждениях традиции Тарреги.

Shearer объяснял свой метод как «результат стремления представить базовый и упорядоченный подход к развитию техники классической гитары». По его мнению, ученикам не хватало «разработки базовой техники игры на гитаре» при переходе к сложным произведениям быстрее, чем это было разумно, «прививая глубоко укореняющиеся привычки с огромным вредом для себя, с точки зрения неконтролируемой напряжённости».

Первостепенной задачей в работе Ширера было «культивирование последовательного и спокойного подхода к практике». Желание играть пьесы не считалось продуктивным в период строительства техники. Роль напряженности (и ее противоположности) в формировании техники, а также адекватное отношение к проблемам повседневной практики, были ключевыми понятиями. Старая поговорка «практика совершенствует» вводила в заблуждение, а порочный круг плохой практики приводил к напряжённости, которая вела к накоплению большего количества ошибок, которые снова и снова практиковались в системе.

Можно сказать, что немногие авторы современных гитарных школ создают «школу», определяемую Оксфордским словарем как «ученики или подражатели и последователи философа, художника и так далее, группа людей, преданных какому-либо принципу или соглашению в типичных характеристиках». Нет «школ» ни Сеговии, ни Прести, ни Брима, ни Уильямса, Диаса или Йепеса. Мощная концепция «школы Таррега» была развеяна широким разнообразием методов, разработанных ведущими исполнителями с конца 1940-х годов.

Тем не менее, уругвайский виртуоз и учитель Abel Carlevaro создал свою собственную книгу «Escuela de la Guitarra», содержащую упражнения и анализ технических проблем. Для этого Carlevaro разработал уникальную терминологию, которая охватила весь его физический и технический подход к инструменту.

В 1979 году его книга была опубликована как систематическая попытка «ответить на сложные проблемы, связанные с инструментальной техникой и воссоздать процесс создания музыки». Книга представляет собой диссертацию, исследующую основную посылку о том, что «техника в конечном счёте представляет собой серию психических ассоциаций». Без правильного усвоения «психических ассоциаций» технические проблемы будут размножаться.

Carlevaro подошёл к своим основным понятиям с бесконечной детализацией. Сложность языка, напоминающая жаргон, может иногда озадачивать или отталкивать. И всё же ему удалось сделать новый шаг в области технических исследований.

Сегодня

Все мы, как гитаристы, стоим на плечах предыдущих поколений. С конца 1970-х годов, где же мы сейчас?

К счастью, традиция амбициозного, всеобъемлющего «метода» всё еще жива. Самым последним примером этого является монументальная «Classical Guitar Technique from Foundation to Virtuosity» Stanley Yates в двух частях (2016). Часть 1 называется «Основание», а часть 2 — «Мастерство и виртуозность». Книга Yates — действительно феноменальное достижение, достойный преемник великих методологических авторов гитары. Анджело Джилардино указывает в предисловии: «Этой работой Stanley Yates выходит за рамки традиционной концепции гитарного метода или трактата о гитарной технике».

В то же время было бы уместно упомянуть еще одно гигантское достижение — «The Bible of Classical Guitar Technique» немецкого маэстро Hubert Käppel (2016). В этом огромном сборнике сплетаются технические формулы всех мыслимых форм и соответствующие им текстовые комментарии.

Таинственные процессы «Gradus ad Parnassum», это поэтапное путешествие, которое ведёт ученика по гитаре от первого урока к вершинам музыкального творчества, остаются вызовом и долгом для тысяч энтузиастов. Всегда можно сделать больше, узнать больше, достичь большего. Но с таким количеством указателей на пути, конечно, маршрут паломничества стал проще, чем когда-либо прежде. Всё, что мы должны сделать — это найти золотой ключ к прогрессу, который нам подходит лучше всего, и упорствовать до предела наших индивидуальных способностей.

По материалам статьи (англ.)
Материал канала «Классическая ГИТАРА»

 

Вырез на корпусе (cutaway)

Вырез или катавей (cutaway) в верхней части корпуса гитары, прилегающей к грифу, предназначен для облегчения доступа к верхним ладам в процессе игры. Некоторые производители обозначают модели инструментов с вырезом, используя суффикс «C» в конце наименование модели.

Существует два основных вида вырезов: «венецианский» (Venetian) и «флорентийский» (Florentine). Венецианский вырез имеет закруглённую форму, а флорентийский — более резкую. Сами термины возможно происходят от корпорации Gibson Guitar, и похоже никак не отражают историческую практику создания инструментов во Флоренции или Венеции. Менее распространенный третий тип выреза — «квадратный» (squared-off).

Вырез по обоим сторонам грифа называется иногда «double cutaway» («double cut» или «DC»), и встречается в основном на электрогитарах. Вариант флорентийского («острого») выреза сделать технологически отчасти легче, так как не требуется выгибать обечайку.

Иногда бытует мнение, что с вырезом утрачивается понятие «классика» и ухудшается звучание инструмента. Однако, слишком серьёзного уменьшения объёма корпуса из-за выреза практически не происходит, и это уменьшение может быть скомпенсировано небольшим увеличением размеров корпуса на несколько миллиметров в разных измерениях. То, что несколько уменьшается поверхность деки — тоже, вероятно, не слишком критично, так как вырез находится в верхней её части, а самый мощный резонанс происходит в «большом овале» деки.

Существуют конструкции инструментов, когда вместо выреза сужается обечайка и соответствующий сектор деки «уходит» («проваливается») вниз.

Также существуют варианты «рудиментарного» выреза, очень небольшого и затрагивающего только переднюю часть корпуса.

Материал канала «Классическая ГИТАРА»

 

Классическая гитара в дуэте

Достаточно традиционный и распространённый ансамбль — дуэт классических гитар. Дуэт всегда «выгоден» тем, что позволяет аранжировщику воспроизвести гораздо более сложную фактуру (например, фортепианную), нежели чем та, которая возможна при сольном исполнении. И гитарный дуэт — это уже настоящая камерная музыка.

Репертуар дуэтов — это конечно гитарная музыка, написанная специально для этого состава, а также самые разнообразные аранжировки (транскрипции) негитарных произведений. Особое место занимает репертуар «учитель + ученик», когда одна из партий специально делается «облегчённой».

Ниже перечень статей этого канала (постоянно пополняемый), посвящённых разным концертным дуэтам классических (иногда фингерстайл) гитар. Приятных исследований, открытий и прослушивания!

Великобритания

Гитарный дуэт Eden Stell играет музыку Федерико Момпу

Nova Guitar Duo играют музыку Мануэля де Фальи

Германия

Duo Reichelt & Nissen играют музыку Астора Пьяццоллы

Duo Sempre играют музыку J. P. Rameau

Guitar Duo KM играют испанскую рождественскую музыку

Amadeus Guitar Duo играют музыку Георга Фридриха Генделя

Франция

Gerard Abiton и Jeremy Jouve играют музыку Хоакина Родриго

Duo Melis играют музыку Доменико Скарлатти

Бельгия

Duo Teyata играют свою музыку

Швеция

Gothenburg Combo играют музыку Мануэля де Фальи

Норвегия

Sondre Hoymer и Tormund Vea играют музыку Агустина Барриоса и Эдварда Грига

Италия

SoloDuo играют музыку Хоакина Родриго

Francesco Loccisano и Marcello De Carolis играют свою музыку

Duo Bonfanti играют музыку Астора Пьяццоллы

Сербия

Belgrade Guitar Duo играют музыку Mario Gangi

Petar & Daniel Guitar Duo играют музыку Maximo Diego Pujol

Польша

Kupiński Guitar Duo играют музыку Фредерика Шопена

Дуэт Barlotta Egielman играют музыку И. С. Баха

Россия

Panic Бах, гитарный дуэт из Новосибирска

Анатолий Изотов и Владимир Гапонцев играют музыку Г. Свиридова

Егор Свеженцев и Михаил Кашеутов играют «Танец мельника» Мануэля де Фальи

Соединённые Штаты

Duo Noire играют музыку Gity Razaz

LeChic Duo играют музыку Сергея Орехова

Zaira Meneses и Adam Levin играют музыку Apostolos Paraskevas

Дуэт Zingaresca, русская цыганская музыка для гитары

The Park Brothers играют музыку Мануэля де Фальи и Тарреги

Scott Tennant и Marcelo Kayath играют музыку Андреса Сеговии

Kossler Duo играют музыку Хорхе Кардосо

Мексика

Rodrigo y Gabriela играют свою музыку

Бразилия

Sérgio Assad и Yamandu Costa играют музыку Luiz Bonfá и Tom Jobim

Дуэт «Siquiera Lima» играют музыку Cesar Camargo Mariano

Австралия

Томми Эммануэль и Джон Ноулз, свежий трек с будущего альбома

Китай

Beijing Guitar Duo играют музыку Латинской Америки

Япония

Фингерстайл дуэт (Sönke Meinen & Okapi) играет японскую музыку

Корея

Botti Guitar Duo играют музыку Эннио Морриконе

Linü играют музыку из фильма «Счастливого рождества, мистер Лоуренс»

Материал канала «Классическая ГИТАРА»

 

Классическая гитара в США вчера и сегодня

Музыка, исполняемая американскими гитаристами XIX века, состояла из песен с выписанным гитарным сопровождением, а соло принадлежали миру популярной музыки, в частности итальянской мелодии. Место гитары в американской музыкальной жизни XIX века находилось в среднем классе, особенно среди тех, кто не мог позволить себе купить пианино.

Первые американские гитарные школы были направлены на непрофессионалов, чтобы позволить им играть простые аранжировки популярных мелодий того времени и сопровождать песни. В 1876 году афро-американский классический гитарист Justin Holland (1819 — 1887) написал важную гитарную школу под названием «Modern Method for Guitar», который поместил гитару в разряд художественных инструментов.

Между 1890 и началом 1930-х годов огромную связь с гитарой в Соединённых Штатах имели мандолина и банджо. Первым американским журналом, посвященным гитаре, стал «Banjo & Guitar Journal», который начал издаваться в 1882 году, а позже за ним последовали и другие.

В 1900 году по предложению C. L. Partee, основателя журнала «The Cadenza», была создана Американская гильдия банджоистов, мандолинистов и гитаристов («American Guild of Banjoists, Mandolinists, and Guitarists»). Одно из главных намерений основателя состояло в том, чтобы вызвать увлечение гитарой и стимулировать глубокое изучение инструмента. Однако, хотя в то время некоторые важные американские гитаристы уже были способны предложить публике неплохую музыку (например, William Folden [1860 — 1947] или C. D. Schettler [1874 — 1931]), у них ещё не было сильной техники, которая могла бы произвести впечатление на других музыкантов.

В 1923 году американская гитаристка (и астролог) Vahdah Olcott Bickford (1885 — 1980) основала Американское гитарное общество («American Guitar society») в Лос-Анджелесе.

8 января 1928 года ратуша в Нью-Йорке стала историческим местом для дебюта в Соединённых Штатах легендарного испанского гитариста Андреса Сеговии. Дебютный успех Сеговии позволил добиться огромного развития гитары и признания среди других музыкантов в Соединённых Штатах. Сеговия показал американским гитаристам реальные возможности инструмента и стимулировал «отделение» гитары от банджо и мандолины.

Guitar Foundation of America
Несмотря на то, что в Соединённых Штатах насчитывалось около тридцати действующих гитарных обществ, которые удовлетворяли гитаристов на местах, до 1973 года не было национальной организации по гитаре.

Эта ситуация была разрешена с созданием Американского фонда гитары (Guitar Foundation of America, GFA), который был официально учреждён 2 сентября 1973 года, и Vahdah Bickford вошла в состав совета директоров.

В 1981 году GFA начал регулярно публиковать колонку для обучения игре на гитаре, предложенную американским педагогом Robert Mayeur, известную как «Classroom Guitar Forum». По словам автора, главная цель этой колонки состояла в том, чтобы «решить задачу приведения стандартов обучения игре на гитаре в соответствие с другими традиционными инструментами нашей культуры».

Со времени смерти Андреса Сеговии в 1987 году классическая гитара, к сожалению, не достигла большого прогресса в государственных школах США. В то время как в государственных школах во всех штатах есть тысячи программ для оркестра, хора и ансамбля, гитарные программы сильно проигрывают по сравнению ними.

В 1995 году, во время своего приглашения в США руководить отделом гитары в Juilliard Pre-College, греческая классическая гитаристка Antigoni Goni заявила, что в Соединённых Штатах гитара не соответствует общепринятой концепции «классических инструментов». Она добавила, что многие подростки в Штатах без какой-либо предыдущей классической подготовки начинают слишком поздно изучать классическую гитару, в то время как в этом же возрасте учащиеся из Европы уже участвуют в международных конкурсах по гитаре.

В 2003 году Совет директоров GFA выступил с инициативой обратить внимание на старшие классы школы, чтобы продвигать обучение игре на классической гитаре в среднем образовании. К сожалению, эти амбиции не получили большого развития.

На сегодняшний день
С 1970-х годов многие университеты и консерватории предлагают дипломы гитарных колледжей, включая дипломы доктора музыкального искусства.

К 2010 году большинство штатов в США уже предлагают как минимум одну или несколько программ для гитары в государственных средних школах, а в 2016 году GFA выпустил журнал «Prodigies» для учащихся начальной школы.

В 2018 году Национальная ассоциация музыкального образования (National Association for Music Education, NAfME) представила первый общенациональный ансамбль гитар, в котором приняли участие более 32 средних школ из 14 различных штатов.

На основе исторического очерка (англ.) доктора Ricardo Paz, члена совета по образованию NAfME.

Известные гитарные учебные заведения в США
The Hartt School, Hartford, CT (Хартфорд, Коннектикут)

Одна из старейших программ классической гитары в стране, основанная в 1968 году. Педагоги — Richard Provost, Christopher Ladd.

Cleveland Institute of Music, Cleveland, OH (Кливленд, Огайо)

Одна из лучших школ в стране по классической гитаре. Педагог — Jason Vieaux.

Manhattan School of Music, New York, NY (Нью-Йорк)

Программа, возглавляемая выдающимися классическими гитаристами. Педагоги — David Leisner и David Starobin.

San Francisco Conservatory of Music, San Francisco, CA (Сан-Франциско, Калифорния)

Программа, возглавляемая выдающимися классическими гитаристами. Педагоги — David Tanenbaum, Sergio Assad и Lawrence Ferrara.

New England Conservatory, Boston, MA (Бостон, Массачусетс)

Программа, возглавляемая одним из последних учеников легендарного Андреса Сеговии. Педагог — Eliot Fisk.

Peabody Institute of Johns Hopkins, Baltimore, MD (Балтимор, Мэриленд)

Программа классической гитары элитного уровня. Педагоги — Manuel Barrueco и Julian Gray.

Curtis Institute of Music, Philadelphia, PA (Филадельфия, Пенсильвания)

Новый факультет, запущенный в 2011-2012 учебном году. Педагоги — Jason Vieaux и David Starobin.

The University of Southern California Thornton School of Music, Los Angeles, CA (Лос-Анджелес, Калифорния)

Один из самых уважаемых факультетов гитары в стране с момента его основания в 1967 году. Педагоги — Pepe Romero, Scott Tennant.

The Juilliard School, New York, NY (Нью-Йорк)

Один из самых престижных факультетов в стране. Педагог — Sharon Isbin.

Pepperdine University – Malibu, CA (Малибу, Калифорния)

Один из лучших факультетов в стране. Педагог — Christopher Parkening.

Jacobs School of Music, Bloomington, IN (Блумингтон, Индиана)

Одна из самых уважаемых гитарных программ в стране. Педагог — Ernesto Bitetti.

Материал канала «Классическая ГИТАРА»